1. Организационный этап. (слайд 1)
- Доброе яркое солнышко разослало по всему свету своих помощников – солнечных зайчиков. Один солнечный зайчик пришёл на наш урок с пожеланиями добра, удачи, хорошего настроения. Давайте зарядимся от него доброй положительной энергией. (дети поднимают ладошки вверх)
- Почувствовали прилив сил и энергии? Тогда за работу. Начнём как всегда с речевой разминочки.
2. Речевая разминка.( слайд 2) Заяц косой
сидит за осокой-травой,
смотрит косой,
как девушка с косой
косит траву косой.
- Вы от меня далеко – прочтите скороговорку одними губами, подошли ближе – прочтите шёпотом, подошли близко – прочтите громко. (Спросить индивидуально 2-3 учеников)
- Что интересного заметили в этой скороговорке? (дети объясняют значение объяснение слов «косой»: инструмент, причёска, так называют зайца)
3. Стадия вызова.
Приём «Корзина идей»
- Как вы думаете, почему именно эту скороговорку мы сегодня проговаривали?
- Ребята, а что вы уже знаете про зайцев? Давайте сложим эту информацию в Корзину Идей.
- Сегодня мы продолжаем знакомится с творчеством Дмитрия Наркисовича Мамина - Сибиряка . Что вас удивило, запомнилось о его жизни и творчестве на прошлом уроке? (слайд 3,4)
- Обратить внимание на замечательную выставку книг этого писателя. Эти книги вы можете взять в нашей классной и школьной библиотеках.
Приём антиципации, работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник стр. 183. Назовите тему урока. О чем будет произведение, судя только по названию?
- Рассмотрите иллюстрации, какую ещё информацию получили, что ещё можете добавить?
- К какому жанру относится это произведения?
-Каким бывает заяц в сказках?
-А может ли быть заяц храбрым?
-Эта сказка из цикла «Алёнушкины сказки» или нет?
- Какова же цель нашего урока? (цели урока дети называют полностью сами)
4. Стадия осмысления.
Приём «Чтение с остановками»
- Давайте познакомимся с этой удивительной сказкой про необыкновенного зайца.
(чтение комбинированно: некоторые абзацы читает учитель, далее - дети цепочкой, два ученика читаю слова Храброго Зайца и слова зайцев. После слов « « делается остановка)
– Интересная история? Поделитесь своими эмоциями после чтения. Что вас развеселило? Где вы особенно волновались?
Приём «Ромашка вопросов»
- Когда вы ставили цели урока, то сказали, что мы должны научиться анализировать произведение. Делать это мы будем в группах по 3 человека с помощью Ромашки Вопросов. Напомните правила работы в группах. Выберите себе лепесток и придумайте для одноклассников интересный вопрос.
(ученики самостоятельно в мини-группах составляют различные типы вопросов, у каждой группы свой тип вопросов, затем у доски задают их одноклассникам, участники других групп отвечают на эти вопросы)
Выборочное чтение сказки (слайды 5-12)
- Хотелось бы вам ещё почитать эту интересную сказку? Но читать будет выборочно, я показываю вам картинку или видео, а вы находите соответствующий отрывок в книге и читаете. Готовы? Будьте внимательны.
(на слайдах иллюстрации к произведению и видеофрагменты из одноимённого мультфильма, учащиеся находят в тексте соответствующий отрывок и зачитывают вслух)
5. Физминутка «Зайка серенький»
- Давайте вспомним, как зайцы веселились на полянке и тоже отдохнём.
(один ученик проводит у доски)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоят, нужно зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал, зайка прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока, заплясали гопака.
Прилетели утки, заиграли в дудки.
6. Работа в группах.
- Посмотрите, у вас на партах лежат разноцветные зайчики, которые приготовили для вас интересные и полезные задания. Делимся на 4 группы в зависимости от цвета зайцев. Выберите ответственных в ваших мини-группах. Прочтите внимательно инструкцию и приступайте к выполнению задания.
1 группа (белые зайцы) работает у интерактивной доски: соотносит фразеологизм и его значение.
2 группа (зеленые зайцы) работает у доски: распологает части плана в правильной последовательности.
3 группа (красные зайцы) работает на 1 парте 1 ряда: заполняет кластер «Сказки» и определяет, к какой сказке относится «Сказка про храброго зайца»
4 группа (синие зайцы) работает на 1 парте 3 ряда: выбирает какие пословицы подходят к этой сказке
5 группа (желтые зайцы) работает у шкафа, готовиться разыграть небольшую сценку из данного произведения.
(после самостоятельно работы в группах, ответственный отчитывается о проделанной работе у доски)
-Как работала группа?
-Чей вклад в общее дело вы бы хотели отметить?
7. Стадия Рефлексии.
- Как меняется заяц в течение сказки? Каким он становится? Почему?
- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться?
- Для кого написал автор эту сказку? Зачем он её придумал? Чему учит нас эта сказка? Какой вывод для себя можем сделать?
Приём РАФТ (слайд 13)
- Кто главный герой сказки? (заяц) Он поможет нам подвести итог урока:
З (знания) Какие знания получили на уроке?
А (активность) Кого бы вы похвалили в классе за хорошую работу?
Я (моё отношение) Какой вывод для себя каждый сделал?
-Что ты взял для себя с сегодняшнего урока? Чем тебе понравился и запомнился урок?
Ц (ценность) В чём ценность этой сказки?
8. Домашнее задание на выбор (слайд 14) (каждому ученику раздаётся на карточке)
1. Прочитать выразительно с. 183-187 и ответить на вопросы.
2. Творческий пересказ от имени зайца, волка или зайцев.
3. Придумать продолжение этой истории
9. Самооценивание (слайд 15)
- Оцените свою работу с помощью разноцветных карточек и строчек стихотворения:
Урок полезен, все понятно. (зелёная карточка)
Лишь кое - что чуть -чуть неясно. (синяя карточка)
Ещё придется потрудиться. (жёлтая карточка)
Да, трудно все - таки учиться! (красная карточка)
- Скоро наступит самый волшебный праздник Новый год, когда исполняются любые желания. Я бы хотела вам пожелать ВЕРЫ в себя, в свои силы, в то, что каждый из вас может стать лучше, если он сам этого захочет.
|