Урок литературного чтения в 3 классе
Тема:В.М.Гаршин. Поучительный смысл сказки « Лягушка-путешественница»
Планируемый результат
Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения ,давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления; .
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, в паре . умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, умение работать на компьютере , интерактивной приставке. осознавать сущность выполненной работы на уроке. Осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации ,воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи,.
Предметные:
Различать литературные жанры, различать разные виды сказок: народные и авторские, уметь анализировать пословицы и поговорки применять их к тексту произведения уметь находить межпредметные связи.
Основные понятия
Авторская и народная сказка, скороговорка, пословица, , герой, характеристика героя, картинный план, тема, идея, автор,
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, информатика
Ход урока
- Самоопределение к деятельности .
1.Организационный момент
Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: « Вы талантливы , дети ! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех . Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями.
2.Зрительная гимнастика
Речевая разминка. ( Читают на экране)
Прочти правильно и быстро скороговорку.
Слышен шорох в камышах-
От него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
Чтение скороговорки вполголоса (жужжащее чтение);
Читать скороговорку как роботы (по слогам);
«Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные;
«Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в быстром темпе
Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно).
При работе над логическим ударением просим прочитать скороговорку, выделив голосом слово, которое подчеркивает учитель. (1-2 ученика)
3. Работа по теме. Актуализация -Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эту загадку? (Мы будем читать произведение про лягушку.)
Корзина идей
_Что вы знаете про лягушек?
- Про уток?
Приём антиципации, работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник стр. 188. Назовите тему урока. О чем будет произведение, судя только по названию? Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? Это может быть?( Предположения детей.)
- Рассмотрите иллюстрации, какую ещё информацию получили, что ещё можете добавить?
Какой прием использует автор ,когда наделяет зверей человеческими качествами? (Олицетворение)
А вы ребята ,любите путешествовать ?
Зачем нам нужны путешествия ?
Наша лягушка тоже очень хотела путешествовать и мы сегодня узнаем ,как же ей это удалось ?
Исполнилась ли ее мечта ?
- К какому жанру относится это произведения?
-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)
-Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин
Ребята приготовили сообщение о жизни и творчестве автора.(заранее )
В.М. Гаршин - автор двух небольших книжек рассказов
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Читать научился уже в 5лет, и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии.
Учился он хорошо. Имел много друзей и товарищей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
“Лягушка–путешественница” написана в 1878 году.
Назовите тему нашего урока .
- Какие цели мы поставим? (шмуцстраница)
4. Стадия осмысления. Открытие новых знаний
Приём «Чтение с остановками»
- Давайте познакомимся с этой удивительной сказкой про необыкновенную лягушку и ее приключения . (простым карандашом трудные слова)
(чтение комбинированно: некоторые абзацы читает учитель, далее - дети цепочкой,по ролям разговор лягушки и уток..)
– Интересная история? Поделитесь своими эмоциями после чтения. Что вас развеселило? Где вы особенно волновались?
Кто является главной героиней сказки?
- Почему автор назвал свою сказку “Лягушка-путешественница”.
Словарная работа
Эту удивительную сказку В.М.Гаршин написал в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени.
Как можно определить значение слов, выражений?
Коробочка-копилка новых слов
Бумажный паяц – клоун в цирке, балаганный шут.
Скирда – большой, обычно продолговатый стог сена для хранения под открытым небом.
Цепа – ручное орудие для молотьбы зерна.
Верста - Старинная русская мера, равная 1 км. 6 м.
Приём «Ромашка вопросов»
- Когда вы ставили цели урока, то сказали, что мы должны научиться анализировать произведение. Делать это мы будем в группах по 3 человека с помощью Ромашки Вопросов. Напомните правила работы в группах. Выберите себе лепесток и придумайте для одноклассников интересный вопрос.
(ученики самостоятельно в мини-группах составляют различные типы вопросов, у каждой группы свой тип вопросов, затем у доски задают их одноклассникам, участники других групп отвечают на эти вопросы)
Выборочное чтение сказки Метод « Просмотровое чтение»
- Хотелось бы вам ещё почитать эту интересную сказку? Но читать будет выборочно, я показываю вам картинку или видео, а вы находите соответствующий отрывок в книге и читаете. Готовы? Будьте внимательны.
(на слайдах иллюстрации к произведению и видеофрагменты из одноимённого мультфильма, учащиеся находят в тексте соответствующий отрывок и зачитывают вслух)
5. Физминутка «Танцующие лягушки »
физкультминутка.
На болоте две лягушки, две зелёные подружки,
Рано утром умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, глазками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот друзья в чём наш секрет,
Всем ребятам: «Физкульт-привет!»
6. Работа в группах.
- Посмотрите, у вас на партах лежат разноцветные зайчики, которые приготовили для вас интересные и полезные задания. Делимся на 4 группы в зависимости от цвета лягушат и уточек . Выберите ответственных в ваших мини-группах. Прочтите внимательно инструкцию и приступайте к выполнению задания.
1 группа (зеленая лягушка) работает у интерактивной доски: соотносит фразеологизм и его значение.
присутствие духа - храбрость
полетела вверх тормашками – падать вниз головой
закричала во всё горло- очень громко издавать звук
2 группа (красная лягушка ) работает у доски: располагает части плана в правильной последовательности, и соотносят с картинным планом
1 Беззаботная жизнь лягушки.
2 Решение лягушки лететь с утками.
3 Сообразительность лягушки.
4 Восхваление лягушки.
5 Результат хвастовства.
6 Хвастливые рассказы путешественницы
3 группа (голубая лягушка) работает на 1 парте 1 ряда: заполняет кластер «Сказки» и определяет, к какой сказке относится «Лягушка –путешественница»
4 группа (желтая уточка) работает на 1 парте 3 ряда: выбирает какие пословицы подходят к этой сказке
1.Смелость города берёт
2.Хвастовство само себя наказывает
3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
5 группа (розовая уточка) работает у шкафа на последней парте дают характеристику лягушки , положительные и отрицательные качества .
-Найдите слова, которые помогут описать лягушку-путешественницу. Составьте словестный портрет главной героини.
Лягушка
хвастливая осторожная
любознательная умная
жадная глупая
смелая несдержанная
трусливая молчаливая
злая обидчивая
общительная грубая
внимательная лживая
добрая вежливая
(после самостоятельно работы в группах, ответственный отчитывается о проделанной работе у доски и класс оценивает работу групп)
7. Стадия Рефлексии.
Метод «Свободный микрофон»
- Как меняется лягушка в течение сказки? Какой она становится? Почему?
Какой вывод для себя можем сделать?
-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)
Данная сказка имеет сходство с каким литературным жанром?( В басне животные разговаривают и действуют как люди)На какую басню похожа эта сказка? И.А Крылов «Ворона и лисица»
8.Домашнее задание (по выбору).
Побыть в роли авторов и придумать своё окончание сказки.
Побыть в роли авторов и придумать своё окончание сказки устно,приготовить пересказ. (от лица лягушки, уток)
Побывать в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки и научиться читать её выразительно.
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема:В.М.Гаршин. Поучительный смысл сказки « Лягушка-путешественница»
Планируемый результат
Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения ,давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления; .
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, в паре . умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, умение работать на компьютере , интерактивной приставке. осознавать сущность выполненной работы на уроке. Осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации ,воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи,.
Предметные:
Различать литературные жанры, различать разные виды сказок: народные и авторские, уметь анализировать пословицы и поговорки применять их к тексту произведения уметь находить межпредметные связи.
Основные понятия
Авторская и народная сказка, скороговорка, пословица, , герой, характеристика героя, картинный план, тема, идея, автор,
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, информатика
|